А причем же тут верба? Юрий Нежинский отвечает: Всех поздравляю с Вербным воскресеньем. Вернее, Входом Господним в Иерусалим. Именно это событие изображено на праздничной иконе, которую я предлагаю подробно рассмотреть. Ведь здесь много неочевидных и неожиданных деталей. После многочисленных странствий Иисус на Пасху отправляется в столицу римской провинции Иудея, Иерусалим. Обратите внимание, как изображён этот город на иконе: за крепостной стеной среди других построек выделяется купол. Это Иерусалимский храм. Но верно ли он изображён с исторической точки зрения? Ни один источник не упоминает купола на Иерусалимском храме. Его крыша была плоской, как и у большинства строений ближневосточной архитектуры. Через несколько десятилетий после распятия Христа Иерусалимский храм был разрушен римлянами. Прошло ещё шесть столетий и арабы, захватившие Иерусалим, возвели на месте храма мечеть, известную как Купол на скале. Прошло еще полтысячи лет, и крестоносцы, новые владыки города, приняли за храм именно эту мечеть. С тех пор в европейской традиции Иерусалимский храм изображался с куполом. Ошибка была обнаружена только в XIX столетии, с тех пор в академической живописи он снова стал бескупольным сооружением. Но не в отечественной иконописи, где подчас храму и вовсе изображают характерную для отечественных церквей луковичную главку. Иконопись традиционно представляет Христа въезжающим в Иерусалим на ослике. Согласно евангельскому тексту это произошло во исполнение ветхозаветного пророчества о том, что Мессия явится на ослёнке. Согласно православной богословской традиции въезд Христа на ослёнке противопоставлен триумфам римских императоров-победителей на конной колеснице: Иисус не завоеватель, он пришёл с миром. Иногда можно прочесть, что Христос въехал в Иерусалим на ослице. Эта путаница связана с тем, что Матфей единственным из евангелистов упоминает: Христос сидел на ослице и ослёнке (Мф. 21:7). Все остальные евангелисты говорят исключительно о молодом осле. На иконах представлен именно ослик, о чём недвусмысленно сообщает праздничное песнопение ("кондак"): "шествуя по земле на осленке" (Глас 6). В XVI и XVII веке в Москве на Вербное воскресенье проходила весьма необычная церемония. Это была мистерия, имитирующая Вход Господень в Иерусалим. Крестный ход, в котором участвовали высшие государственные и духовные чины, патриарх и сам царь, проходил по Красной площади. Государь вёл под уздцы коня, на котором сидел патриарх, символически изображавший Христа. Конь при помощи особой попоны был задрапирован под ослика. Вернёмся, однако, к иконе. Здесь за Христом следуют двенадцать апостолов, к которым обращено его лицо. Жители Иерусалима радостно встречают Иисуса (напомним, они же через несколько дней будут требовать его распять, возможно поэтому Христос и отворачивается от них). Дети устилают путь Иисуса одеждами и пальмовыми ветками. На иконе мальчики часто изображаются забирающимися на пальму у городских стен и срезающими ветки. Вот почему в большинстве христианских традиций праздник Входа Господня в Иерусалим носит название "Пальмового воскресенья". Почему же у нас оно известно как "Вербное"? В отечественной традиции замена пальмовых листьев вербными веточками впервые упомянута уже в XI веке, т.е. буквально через несколько десятилетий после принятия христианства. Причины такой замены очевидны: во время Всенощного бдения на праздник верующие в Византии держали в руках пальмовые ветви. Но на Руси не было пальм, поэтому их нужно было чем-то заменить. Верба одна из первых покрывается почками по весне, поэтому стали использовать именно её. Подчас можно прочесть, что верба как символ пришедшей весны была заимствована из языческой дохристианской практики. В реальности никаких данных об использовании славянами вербы в культовых целях до принятия христианства у нас нет. Наоборот, магическое значение ей стали придавать именно в связи с использованием во время христианского богослужения. Почки освящённой во время Всенощной службы вербы добавляли в кашу и в корм скоту против болезней, бросали их в пламя в случае пожара, предполагая, что огонь потухнет быстрее. Надеюсь, что теперь символика Вербного воскресенья стала для Вас понятнее. Единственное, что мы не обсудили из значимых деталей праздничной иконы - гору за Иисусом и стиль её изображения. Об этом можно прочесть здесь: https://vk.com/wall-19996108_7990?access_key=all